Суббота, 27.04.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS

             Сайт учителя истории и

обществознания Елены Сергеевны Сеген


                    


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Материалы по обществознанию

Главная » Статьи » Обществознание

Деньги
1.8. Деньги в экономике

Специализация в экономике делает необходимым обмен товарами. Как соизмерить результаты труда различных производителей? Сколько пар обуви нужно отдать за автомобиль? Сколько килограммов зерна — за видеокассету? Сейчас эти вопросы звучат смешно и наивно, но когда-то, много веков назад, люди обменивались товарами именно так. Постепенно стало ясно, что это очень сложно — экономика развивалась, разнообразие товаров увеличивалось. Люди поняли, что гораздо удобнее сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром-эквивалентом. В разные времена, у разных народов роль такого эквивалента выполняли разные товары — скот, меха, редкие ракушки, чай, соль. Но постепенно все они были вытеснены одним товаром-эквивалентом — благородными металлами (золотом и серебром). Так появились деньги .

Деньги облегчают обмен товарами между производителями и потребителями. Значит, деньги — это средство обмена. Но для того чтобы покупать и продавать, мы должны знать, сколько денег следует отдать или

запросить за тот или иной Toearj, иначе говоря, сколько стоит этот товар?

Каждый товар имеет своюстоимость, значит, деньги — еще и мера стоимжти товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Есть ли разница между стоимостью и ценой? Цена — это конкретное число, оно показывает, сколькостоитданный товар в данный момент, в этом магазине или в валюте той или иной страны. Стоимость же не имеет числового значения, она лишь отражает некоторые общепринятые на сегодняшний день представления о ценности данного товара, о сложности его изготовления, о его редкости и т.п. Например, всем нам совершенно ясно, что стоимость автомобиля выше, чем стоимость велосипеда, а стоимость самолета выше и той, и другой.

Зная цены на различные товары, мы организуем свое потребление так, как позволяют нам наши возможности.

Рыночный обмен

В некоторых случаях продавец и покупатель встречаются лицом к лицу, и товар передается из рук в руки. В других случаях продавец и покупатель встречаются, лишь договариваясь о продаже и покупке товара. Но бывает так, что продавец и покупатель вообще не видят друг друга и общаются только по почте, по телефону или с помощью компьютерной связи — и это тоже рынок! Значит, рынок — это не место для обмена, а сам обмен, то есть деятельность по продаже и покупке товаров.

Рынок как принцип организации экономики

1.         Как появились деньги?

2.         Что означает утверждение: «деньги — это средство обмена»?

3.         Что означает утверждение: «деньги — это мера стоимости»?

Но и такое определение не исчерпывает значения понятия «рынок». Рынок — это общий принцип организации экономической жизни страны (как противоположность рынку существует система централизованного планирования экономики, о которой мы будем говорить в главе 2). Каковы главные отличительные черты рыночной системы экономических отношений?

  1.9. Рынок

Обмен товаров на другие товары или деньги происходит на рынке. Мы с вами привыкли называть рынком специальное место в городе или селе, где продают и по-

Во-первых, это свободный обмен между .продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки, покупать и продавать. Единственный стимул, который движет продавцами и покупателями на рынке, — это взаимная выгода от совершения сделки. В противном случае обмен попросту не происходит.

♦          Во-вторых, это реальная материальная ответственность участников

рыночного обмена. Продавцы и покупатели, действуя на рынке, затрачивают собственные средства и рискуют ими (подробнее мы будем говорить об этом в главе 3).

♦          В-третьих, это конкуренция между производителями — продавцами товаров и услуг за потребителей — покупателей их продукции.

Конкуренция

Рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Слово «конкуренция» происходит от латинского «concurrer’» — сталкиваться и означает соперничество.

В экономике конкуренцией называется «столкновение» экономических интересов. Продавцы товаров и услуг конкурируют друге другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они снижают цены, улучшают качество товаров, не жалеют денег на рекламу.

Но бывает и так, что покупатели конкурируют между собой за возможность приобрести какой-то товар. В этом случае они, как правило, переплачивают за него сверх цены, назначенной продавцом.

Первая ситуация называется конкуренцией продавцов, вторая — конкуренцией покупателей. Существует также понятие конкуренции капиталов: производители стремятся «завоевать» место в наиболее выгодных и «благополучных» отраслях экономики.

 Цены

Для того чтобы договариваться между собой и заключать взаимовыгодные сделки, нужны цены. Именно цена связывает продавца и покупателя и определяет отношения между ними. Покупатель оценивает свои возможности и делает выбор.

Вот несколько вариантов поведения покупателя:

«Этот товар нужен мне, и я могу купить его много, так как цена на него низка», -

или

«Этот товар нужен мне, и цена на него меня в принципе устраивает»,

или

«Этот товар нужен мне, но я могу купить его совсем немного, так как стоит он дорого»,

ИЛИ

«Я бы купил этот товар, но он мне сейчас не по карману, я лучше куплю взамен другой товар, подешевле, или подожду, пока тот подешевеет».

А вот как рассуждает продавец:

«Этот товар раскупают быстро и охотно, нужно поднять цену на него, чтобы увеличить свою выручку,

или

«Этот товар продается не очень хорошо, но пока не следует ничего менять, может быть, к началу сезона он будет идти лучше»,

или

«Этот товар расходится очень плохо, скопились большие запасы, нужно снизить цену, чтобы их уменьшить».

Закон спроса и предложения

Количество того или иного товара, которое в данный момент есть на рынке, называется предложением этого товара. Количество товара, которое потребители хотят приобрести, называется спросом на этот товар.

Важно понять: существует непреложный закон рынка. Цена товара зависит от спроса на этот товар и предложения его нарынке, и наоборот, спрос и предложение товара на рынке регулируются его ценой.

Попробуем показать это наглядно, на графиках. Пусть ось X — количество товара, ось Y — цена на него. Нарисуем кривую спроса (см. 1.8): чем ниже цена, тем больше товара будут покупать потребители, то есть спрос на него будет расти.

Затем нарисуем кривую предложения (см. 1.9): чем выше цена, тем больше товара продавцы будут стараться продать, то есть предложение этого товара будет увеличиваться.

А теперь нарисуем обе эти кривые на одном графике (см.  1.10). Они пересекаются в точке с координатами р (цена) и q (количество товара). Это означает, что продавец может продать ровно столько товара (q) и по такой цене (р), сколько покупатель захочет у него приобрести за данную цену. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Если цена поднимется выше р, то продавец попытается продать побольше своего товара, однако потребитель будет покупать его с меньшей охотой. В результате возникнет переизбыток этого товара на рынке. Чтобы его уменьшить, надо снизить цену. Если цена опустится ниже равновесной цены р, то покупатели бросятся приобретать этот товар, и его может не хватить на всех. На рынке образуется дефицит товара (нехватка). Цены снова начнут подниматься, теперь уже чтобы сократить дефицит. Так рыночные силы постоянно двигают покупателей и продавцов в сторону равновесия, то есть такого состояния, при котором спрос уравнивается с предложением.

 

Несколько слов в заключение главы 1.

Последний параграф, и особенно его последние абзацы, могут вызвать у вас справедливое негодование. «Ничего подобного! — воскликнете вы. — Цены растут, производство падает, дефицит не уменьшается». И будете правы: рыночные силы еще почти не работают в нашей экономике, и то, о чем мы говорили в параграфе 1.9, — это классическая схема работающего рынка. Помните, в предисловии упоминалось о том, что мы будем не столько описывать окружающую нас действительность, сколько рассказывать о том, что же такое экономика «на самом деле» и какой она должна быть.

И все же нам не уйти от разговора о нашей отечественной экономике. Поэтому в следующей главе, отступив на время от своих намерений, мы с вами вместе попытаемся понять, что она собой представляет (см. заголовок главы 2).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы и задачи

1.         Для чего нужна экономическая деятельность?

2.         Прочитайте этот список и скажите, какие вещи вы отнесете к разряду личных потребностей, а какие — к разряду производственных:

·         телевизор,

·         урожай пшеницы,

·         спортзал,

·         суперкомпьютер,

·         уголь,

·         хоккейные перчатки,

·         железнодорожная станция.

3.         У вас есть 1000 рублей. Перечислите вещи, которые вы могли бы купить на эту

сумму, и объясните, почему вы выберете те, а не иные.

4.         Приведите 3 примера бесплатных благ и экономических благ. Как вы думаете, какие блага мы используем чаще в нашей повседневной жизни?

5.         Прочитайте этот список и скажите, какие ресурсы вы отнесете к разряду при

родных, трудовых и производственных:

токарный станок,

нефтяное месторождение,

самолет,

школьники и студенты,

молоток

рыба в море,

умение программировать, автомобильная дорога, владелец парикмахерской, яблоневый сад.

6.         Приведите 3 примера предметов потребления одноразового и длительного пользования.

7.         Чем отличаются оборотные средства от основных средств производства? Приведите 3 примера тех и других.

8.         Придумайте 3 случая, когда продукт производства не является товаром.

9.         Прочитайте этот список и скажите, в каких случаях каждый из перечисленных в нем предметов может быть объектом конечного и производственного потребления:

сахар, письменный стол, вода в реке, бумага, телефон, бензин.

10.       Прочитайте список и скажите, какие виды деятельности относятся к первичной

экономике, к перерабатывающим и обслуживающим отраслям:

производство одежды, морской транспорт, добыча нефти, животновод ств о, телефонная линия, производство досок, производство рыбных консервов.

11.       Известно, что доход семьи составляет 10 000 руб. в месяц. В прошлом месяце члены семьи потратили на продовольственные

товары 4000 руб., на одежду — 3000 руб., на предметы домашнего обихода — 500 руб., на кино, театр, кафе — 500 руб., на городской транспорт — 300 руб.; квартирная плата и плата за телефон составили 200 руб. Рассчитайте структуру потребления этой семьи. Результаты своих расчетов запишите в виде диаграммы.

12.       На примере товара «пепси-кола» расскажите о 3 стадиях движения этого товара в экономике.

13.       Представьте, что вы — владелец кафе. Расскажите, как вы используете в своей работе различные элементы системы распределения.

14.       Как вы объясните разницу между понятиями «стоимость» и «цена»?

15.       Объясните, какую роль играет цена при обмене товаров на рынке.

16.       С какими видами рыночной деятельности вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни?

17.       Нарисуйте графики зависимости спроса и предложения товара от его цены. Как называется точка пересечения кривых спроса и предложения?

18.       Что означает состояние равновесия между спросом и предложением?

19.       Используя понятия спроса, предложения и цены, расскажите, как возникает дефицит.

 Короткие сообщения

I. Расскажите, для чего, по вашему мнению, нужно изучать экономику?

 2.        Назовите известные вам виды рыночной деятельности. Какие различия между

ними вы можете назвать? При ответе придерживайтесь, например, такой последовательности:

а)         различия в товарах и услугах,

б)         различия в количестве покупателей и

продавцов,

в)         различия в способах обмена.

3.         Что такое конкуренция между производителями? Используя закон спроса и предложения, объясните, как связаны конкуренция и цены на товары и услуги.

4.         Могут ли кривые спроса быть такими, какие изображены на рисунке? Ответ обоснуйте.

5.         Назовите главные черты рыночной системы экономических отношений. Попытайтесь объяснить, как связаны закон спроса и предложения и отраслевая структура

экономики.

6.         Если в рыночной экономике действует закон спроса и предложения, как объяснить

существование в ней «дорогих» магазинов рядом с «дешевыми»? Что, кроме цены, влияет на выбор потребителей?

 Доклады и рефераты

1. Выберите товар, который вас интересует, и проведите такое исследование: в течение 5—6 недель отмечайте изменение цен на него в нескольких магазинах вашего района или города. По результатам наблюдений сделайте доклад. В докладе отразите следующие вопросы:

 а)        Как изменились цены на товар и как вы можете объяснить повышение или снижение цен?

б)         Различается ли цена на этот товар в разных магазинах и чем вы можете объяс

нить такое отличие?

в)         Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный вами товар и его

ценой в разное время и в разных местах (приведите примеры)?

г)         Попытайтесь представить свое исследование в письменном виде; по результатам

наблюдений за ценой постройте графики или таблицы.

2. Выберите фирму, известную в вашем городе или районе (или фирму, в которой работает кто-либо из ваших знакомых или родственников). Подготовьте доклад об экономической деятельности этой фирмы. В своем докладе постарайтесь ответить на такие вопросы:

а) Какие товары или услуги производит фирма? Относятся ли они к предметам потребления (одноразового или длительного пользования) или средствам производства (оборотным или основным) ?

б)         Какие природные, трудовые и производственные ресурсы используются в работе фирмы?

в)         К какой группе отраслей можно отнести эту фирму (первичная экономика, переработка, обслуживание)?

г)         Что можно сказать о разделении труда внутри фирмы?

д)         С какими другими фирмами она связана?

е)         Покажите, какие элементы системы распределения используются в работе фирмы.

ж)        Что можно сказать о ценах на товары и услуги фирмы?

3. Напишите эссе на тему «Что такое экономика?*.

Он должен удовлетворять таким требованиям:

а)         Объем его не должен превышать 15 предложений.

б)         В нем должно быть использовано не менее 10 экономических терминов.

в)         Он должен включать в себя не менее 5 экономических проблем.

Категория: Обществознание | Добавил: alyonl (24.01.2011) | Автор: Деньги в экономике
Просмотров: 7457 | Комментарии: 27 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2 Walterthilk  
0
https://folkd.com/profile/1xbetincom

1 Nekultsy Ivan  
0
Bravo, what phrase..., an excellent idea


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Nekultsy Ivan crafting hosting

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz